Классификация автомобилей по классам и типам кузова


Довольно часто в литературе на авто тематику можно встретить разделение автомобилей на классы, притом неподготовленный читатель вряд ли сходу может назвать отличия одного класса от другого, и, возможно, четко не сможет представить себе, чем отличается кроссовер от внедорожника. Именно об этих отличиях будет идти речь в данной статье.

Автомобили класса А. Малогабаритные городские автомобили


Класс А - компактные автомобили (класс "мини"), предназначенные преимущественно для городской езды, гладких дорог. Отличаются предельно малыми габаритами (длина не более 3,6 м, ширина не более 1,6 м) и узкими колесами (R13). Российский аналог - это ВАЗ-1111 "Ока". Тип кузова - только 3-дверный и реже 5-дверный хэтчбек. Довольно удобны лишь для двух человек и небольшого багажа. Для путешествий и поездок на дачу малопригодны. Динамические и ходовые качества посредственные, однако и мал расход топлива. Техническое обслуживание и сервис в российских условиях не дешевле, чем для машин более высокого класса. Как показала практика, класс А в России почти не пользуется спросом. Слишком они малы и тесны за те деньги, которые отдает покупатель. Их главное достоинство (малые габариты) при нашей насыщенности автотранспортом пока еще не стало основополагающим. Однако, учитывая, что потенциальных покупателей на второй автомобиль (для домохозяйки) в состоятельных семьях будет все больше и больше, этот класс найдет своего покупателя. К классу А относятся: Chevrolet Spark, Citroen C1, Daewoo Matiz, Ford Ka, Fiat Panda, Hyundai Atos, Kia Picanto, Smart Fortwo, Toyota Aygo, Volkswagen Lupo, Ока, Peugeot 107, Renault Twingo, Hyundai i10.

Автомобили класса B. Малогабаритные автомобили особо малого класса

Класс B - малогабаритный автомобиль особо малого класса с кузовом длиной до 3,9 м и шириной до 1,7 м. Типы кузова - в основном 3- и 5-дверные хэтчбеки, а также седаны (Volkswagen Polo Classic) и даже универсалы (тот же Polo Variant). Совсем недавно появился универсал повышенной вместимости (УПВ) Toyota Yaris Verso. В принципе, это вполне просторные и мощные автомобили универсального характера, пригодные как для городских поездок, так и для пригородных маршрутов. Динамические и скоростные качества варьируются в широких пределах. Вполне пригодны для путешествий с солидным багажом, но только вдвоем. Основной недостаток - они все же тесноваты для комфортного размещения 4-х человек, особенно ростом выше 175 см. Тем более это касается моделей с колесной базой менее 245 см. Впрочем, относительно "самар" ВАЗ-2108/2109, эти машины не менее, а некоторые и более просторны (например, Skoda Felicia), поэтому рассуждения об их тесноте достаточно относительны. В Европе пользуются огромной популярностью: ежегодно более четверти покупателей приобретают автомобили именно этого класса. Спрос россиян на подобные достаточно высокий, но и здесь их иногда считают городскими, предназначенными в основном для водителей из числа прекрасного пола. Но в Европе так не считают: во Франции, Италии и Испании (здесь их большинство) такие машины остаются вполне мужскими. В российских условиях затраты на их эксплуатацию будут мало чем отличаться от моделей более высокого класса С. Для россиян предлагают Audi A2, Chevrolet Aveo, Chevrolet Lanos, Citroen C2, Citroen C3, Chery Kimo, Fiat Punto, Ford Fiesta, Ford Fusion, Honda Logo, Honda Jazz/Honda Fit, Hyundai i20, Hyundai Accent/Verna, Hyundai Getz, Kia Rio, Mazda 2 Mazda, Mercedes-Benz B-класс, MINI (BMW), Mitsubishi Colt, Nissan Micra, Nissan Note, Opel Corsa, Peugeot 206, Peugeot 207, Renault Clio, Renault Symbol, Renault Logan, Skoda Fabia, Suzuki Swift, Toyota Vitz, Toyota Ist, Toyota Yaris, Volkswagen Pointer, Volkswagen Polo, Volkswagen Polo Classic, Лада Калина.

Автомобили класса C. Малый средний класс или гольф-класс

Класс C (длина до 4,3 м, ширина до 1,7-1,8 м) - наиболее популярный в Европе размерный класс, стабильно удерживающий планку продаж (около 30% рынка). Сюда (сегодня уже скорее по недоразумению) принято включать довольно тесную и весьма устаревшую продукцию ВАЗа (кроме разве что моделей 10-го семейства). Здесь - универсальные, относительно компактные (с кузовами хэтчбек) и вполне вместительные автомобили, особенно если это седан, универсал или УПВ. Встречаются и полноприводные модификации. Довольно сильно различаются по своим ходовым и скоростным качествам. Параметры комфорта и вместимости, конечно, выше чем в классе В, особенно для задних сидений и багажных отсеков. Седаны этого размера по своим потребительским качествам приближаются к классу D и вполне устраивают нетребовательного российского покупателя. Этот тип машин широко представлен в российских автосалонах: Audi A3, Volvo C30, Volvo V50, Chevrolet Lacetti, Chevrolet Viva, Citroen C4, Citroen Xsara, Daewoo Nexia, Ford Focus, Honda Civic, Hyundai i30, Hyundai Elantra, Kia Cee'd, Kia Cerato, Mazda 3, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera, Nissan Tiida, Subaru Impreza, Suzuki Liana, Suzuki SX4, Opel Astra, Peugeot 307, Peugeot 308, Renault Megane, Skoda Octavia, Seat Leon, Toyota Auris, Toyota Corolla, VW Golf, VW Jetta, VW Bora, Лада Приора.

Автомобили класса D. Средний класс

Класс D (длина до 4,6 м) - вполне вместительные автомобили европейского класса, пригодные для комфортного перемещения 4-х и даже 5-ти человек с багажом. По своей популярности среди европейцев лишь немного уступают автомобилям класса B. Многие вправе считают машины этого класса оптимальным транспортным средством как по вместимости, так и по своим потребительским качествам. Кузова моделей этого класса - седаны, хэтчбеки, универсалы и УПВ. Назначение, потребительские качества, комплектации и стоимость находятся в довольно широких пределах. В Европе этот класс разделяют на обычную и элитную группы. В первую входят модели массового спроса умеренной стоимости типа Opel Vectra и Ford Mondeo. В элитную - более дорогие и хорошо укомплектованные автомобили типа Audi A4, BMW серии 3 и Mercedes-Benz С-класса, вполне уместные в роли "автомобиля для бизнесмена". Часто сюда включают модели Volvo S40/V40 и SAAB 9-3. В России, а точнее в Москве и Санкт-Петербурге, такие автомобили пользуются достаточно высоким спросом. К этому классу можно отнести: Audi A4, BMW 3, Saab 900, Cadillac BLS, Citroen C5, Ford Sierra, Jaguar X-Type, Infiniti G, Lexus IS, Saab 9-3, Honda Accord, Kia Magentis, Mazda 6, Mercedes C, Mitsubishi Outlander XL, Nissan Primera, Opel Vectra, Volkswagen Passat, Volvo S60, Volga Siber, Peugeot 407, Renault Laguna, Subaru Legacy, Subaru Forester, Toyota Avensis, Toyota Allion, Daewoo Espero.

Автомобили класса Е. Высший средний класс

Класс E (длина свыше 4,6 м) в Европе принято считать как бы высшим средним классом, подразумевая под этим достаточно высокий спрос на модели этого типа. Эти машины отличаются высоким уровнем комфорта, комплектацией, внушительными размерами, мощностью двигателя, большой колесной базой и сложной подвеской, однако в последнее время уровень их продаж упал и сегодня составляет не более 5% рынка. В России новый автомобиль этого класса практически является представительским. Для семейных целей машина слишком дорога, хотя совсем этого нельзя исключать (если брать в расчет недорогие модели типа Hyundai Sonata, Mitsubishi Galant или Nissan Maxima). Как правило, подобную технику преуспевающие люди приобретают за счет фирм или организаций. Кузова - седаны и универсалы (редко 5-дверные хэтчбеки, как Renault Safrane). Ценовой диапазон и потребительские качества сильно зависят от марки, модели и комплектации. Как и в классе D различают обычную и элитную группу машин "люкс"-класса. К первой кроме упомянутых выше, можно отнести еще Opel Omega, Toyota Camry. Элитная группа довольно представительна и включает модели Audi А6, BMW серии 5, Mercedes-Benz Е-класса, Jaguar S-type, Volvo S80/V70 и SAAB 9-5. Эти автомобили широко популярны в узком кругу состоятельных людей и высших государственных чиновников. Впрочем, то же можно сказать о европейцах и даже о многих американцах. С потребительской точки зрения, если нет острой необходимости в обширном и особо вместительном салоне, такие авто можно считать неоправданным излишеством.

Автомобили класса F. Представительский класс

Класс F (длина свыше 5 м) это очень дорогие автомобили представительского характера, практически не приобретаемые физическими лицами ни в Европе, ни у нас. Кузова - только седаны. Уровень комфорта и вместимость - по высшему классу. Как правило, объемы производства таких автомобилей невелики, в основном это эксклюзивные экземпляры, образующие категорию "автомобилей для избранных". Достаточно высоко котируются лишь пять моделей: Audi А8, BMW серии 7, Mercedes-Benz S-класса, Jaguar XJ8 и Lexus LS400/LS430.

Автомобили класса G. Купе (coupe)

Закрытый кузов спортивного типа с 2-мя боковыми дверьми. 2 места характеризуется понятной непрактичностью, и поэтому в Европе спрос на coupe не превышает 1-2% продаж. Кроме ограниченной вместимости, в российских условиях автомобили класса купе обладают рядом негативных особенностей: низкая посадка, жесткая подвеска на сверхнизкопрофильных шинах передают на кузов и сиденье каждый стык дорожного полотна и небольшую ямку, поэтому большинство аргументов - против приобретения такого автомобиля. Типичные представители данного класса: Alfa Romeo GTV, Audi TT Coupe, BMW Coupe серии 3, FIAT Coupe, Ford Cougar, Honda Prelude, Mercedes-Benz CLK, Peugeot 406 Coupe, а также Porsche 911 и Jaguar XK8 Coupe.

Автомобили класса H. Кабриолеты, родстеры и спайдеры



Класс автомобилей с откинутым кузовом. В Европе открытых и относительно недорогих автомобилей на шасси моделей классов В, С, D и Е вполне достаточно, хотя общий спрос на них невысок, в пределах 1-2% продаж.

Как и в случае с быстроходными моделями Coupe, кабриолет рассчитан на особого покупателя, любителя свежего воздуха и солнца, у которого в своем загородном доме стоит еще одна, но уже обычная машина с закрытым кузовом для повседневной езды. Впрочем, таких любителей в России очень мало, а в московских автосалонах открытые модели, как правило, надо специально заказывать.

Они гарантируют повышенный интерес со стороны окружающих, но увы не спасают от пыли и загазованности наших дорог. Отдельные модели оснащаются жесткой складывающейся крышей, за что их называют "купе-кабриолетами". Среди наиболее ярких представителей можно отметить: Mazda MX-5, Porsche 911 Cabrio, Mercedes-Benz SLK.

В наше время автомобили с открытыми кузовами считаются предметом роскоши и элементом «красивой жизни». Раньше они, наоборот, были самыми дешёвыми, и ездили на таких машинах небогатые люди, поскольку изготовление закрытого кузова стоило немало. Лишь с развитием массового производства цельнометаллических кузовов путём штамповки и сварки они стали вытеснять простенькие кузова с брезентовым тентом.

Родстером в конце 20-х годов называли кузов с лёгким ветровым стеклом, откидывающимся на капот, и вырезами под локти в дверях. Лёгкий тент не мог защитить от сильного дождя, в отличие от солидного многослойного тента на кабриолете.

Спайдер – гоночный кузов без какой-либо защиты от непогоды и встречного ветра.

Кабриолет получил своё название от лёгкой повозки с большими колёсами и откидным кожаным тентом. Такие повозки имели также кожаные фартуки, защищавшие ноги седоков от грязи. Изначально кабриолеты были одноосными, впоследствии появились двухосные, но тоже с очень большими колёсами. Использовались они в сельской местности, именно из-за тряски на ходу они и получили своё название (от франц. сabrio – «подскакивать»).

Современный кабриолет – это, прежде всего, разновидность базового купе, седана или хэтчбэка. Сейчас различия кабриолета и родстера трудно определить, некоторые специалисты сходятся во мнении, что кабриолеты строятся на базе обычных легковых моделей, а родстеры – на базе спортивных купе.

Автомобили класса MPV. Минивэн

Класс минивенов и УПВ (универсалы повышенной вместимости) довольно обширен в США и пользуется растущей популярностью в Европе. Однако в России таких машин пока мало. Предназначены в основном для больших семей, а также могут использоваться для путешествий, в качестве офисных развозных машин и др. Вместимость этих моделей в трехрядном исполнении - от 6 до 8 мест, а минивэнов - до 9 мест, включая водителя. В случае демонтажа задних сидений могут использоваться для грузопассажирских перевозок.

Минивэны, как правило, унифицированные по кузову и шасси с грузо- пассажирскими легкими грузовиками, отличаются большей вместимостью, имеют сдвижные двери и внушительную высоту.

К обычным универсалам повышенной вместимости можно отнести Citroen Evasion, Mazda MPV, Renault Espace, SEAT Alhambra и Volkswagen Sharan. К минивэнам - Ford Windstar, Hyundai H-1, Mitsubishi Space Gear и Volkswagen Caravelle/Multivan.

Автомобили класса 4WD. Внедорожники



Данный класс очень популярен в США, но в Европе спрос на такие машины невысок - около 3% продаж. В России разъезжать на "джипе" считается довольно престижным, почему они и пользуются заслуженной любовью определенной части наших граждан. Прочная подвеска и повышенная проходимость вседорожника - весьма ценные качества в российских дорожных условиях, особенно в зимнее время года.

Проходимость важна, например:

  • при эксплуатации автомобиля в сельской местности;
  • в сельском хозяйстве, лесной промышленности, на строительстве;
  • на активном отдыхе (охота, рыбная ловля).

Кузова - 3- или 5-дверные универсалы, реже со съемным мягким верхом, который не годится для российского климата севернее Сочи. Вместимость - от 4 до 9 мест. Назначение внедорожника - вполне универсальное, хотя может быть и весьма специфическое. Покупатель такой машины обычно сам четко определяет цели и задачи, которые должен решать его вседорожник. Например, обязательно в любую погоду преодолевать двухкилометровый участок проселка от шоссе до своего дачного участка.

Автомобили высокой проходимости существенно прочнее, чем дорожные. У них более прочные кузов и рама, усиленная подвеска, высокий крутящий момент двигателя, полный привод, блокировка дифференциала, высокий клиренс.

Среди перечисленного Вас, наверное, заинтересовало понятие блокировки дифференциала. Кто не сталкивался с эксплуатацией внедорожника, наверное, имеет лишь отдаленное понятие о том, что же это такое.

В моделях автомобилей и картах ведущие колёса находятся на одной общей оси. Это нормально, когда автомобиль едет по прямой. Однако в повороте внутреннее колесо проходит меньший путь, чем внешнее, поэтому такая конструкция приводит к пробуксовке внутреннего колеса, а также к повышенному износу шин на ведущей оси, что негативно сказывается на управляемости автомобиля, особенно при движении на больших скоростях. Для того, чтобы ведущие колёса вращались несинхронно, и применяется дифференциал.

Назначение дифференциала:

  • Позволяет колёсам вращаться с разными угловыми скоростями (из-за этого дифференциал и получил своё название).
  • Передаёт крутящий момент от двигателя на ведущие колёса.

На автомобилях с одной ведущей осью дифференциал располагается на ведущей оси. На автомобилях с подключаемым полным приводом по одному дифференциалу на каждой оси. На таких машинах не рекомендуется ездить по дорогам с включенным полным приводом. На автомобилях с постоянным полным приводом есть три дифференциала: по одному на каждой оси (межколёсный), плюс один распределяет крутящий момент между осями (межосевой).

У обычного дифференциала, если одно из колёс находится на льду или в воздухе, крутиться будет именно это колесо, при этом второе колесо, стоящее на твёрдой земле, неподвижно, логичнее было бы передавать крутящий момент именно на него, но этого не происходит в силу устройства дифференциала. Дифференциал делит усилие (крутящий момент от двигателя) поровну между колёсами, а величина этого усилия зависит от сцепления колёс с дорогой. Если одно из колёс находится в воздухе, то оно не может передать ничего, так как не имеет точки опоры. Следовательно, и на противоположном колесе тяговое усилие тоже будет равно нулю — и машина не сможет тронуться с места. Таким образом, дифференциал стоит блокировать перед преодолением сложных участков пути (вязкий грунт, препятствия), и затем отключать блокировку после выезда на обычную дорогу (применяется при эксплуатации внедорожников).

Внедорожники подразделяются на размерные подгруппы, из которых можно выделить по меньшей мере три ступени: малый внедорожник (например, Suzuki Jimny), средний внедорожник (напрмер, Honda CR-V) и большие (типа Chevrolet Tahoe или Jeep Grand Cherokee). Фактически это машины разных классов и типов, собранные под одним названием. Кроме этого, есть деление на быстроходные модели для езды по хорошим дорогам (например, Lexus RX300 или Range Rover) и настоящих "работяг" по любой местности (Mercedes Benz класса G или Nissan Patrol GR).

К средней группе внедорожников относятся кроссоверы ("crossover" - пересечение типов кузова или "мутирование"), использующиеся как для активного отдыха, так и для обычной жизни. В последнее кроссоверы всё больше адаптируются к "городской жизни": автопроизводители уменьшают клиренс (дорожный просвет), устанавливают упрощенный вариант фрикционного дифференциала (вискомуфта, которая отказывается работать на полном бездорожье), на смену полному приводу приходит передний (в недорогих комплектациях). Все эти изменения делают данный сегмент автомобилей всё менее пригодными для активного отдыха вне города.

Есть ещё чисто российское обозначение большой части таких машин - "паркетники". Первым автомобилем-кроссовером считается Москвич-410 1957 года выпуска.

Автомобили класса PICK-UP. Пикап

Пикап (от англ. "pick up", "подбирать") - тип кузова грузопассажирских автомобилей с открытой платформой (кабина может быть как одноместная, так и многоместная, особенно у американских и японских моделей). Представляет собой модификацию легкового автомобиля или внедорожника (вседорожника) полной массой до 4,54 т и грузоподъемностью до 2,5 т.Автомобили с таким типом кузова обычно полноприводные.

Популярность данного класса неизменно растет. Эти машины очень функциональны и удобны, в них можно перевозить мотоциклы, снегоходы, стройматериалы, а можно просто ездить на работу. Наиболее яркими представителями класса Pick-Up выступают: Mitsubishi L200, Great Wall Deer, Ford Ranger, Mazda B-series, как правило, входят в нижний средний ценовой сегмент.

 

Пробки на Яндекс.Картах
Яндекс.Метрика
Сделать бесплатный сайт с uCoz